Главная \ Советы знатоков \ ДТП. Как жить дальше?

ДТП. Как жить дальше?

От аварий на дорогах не застрахован никто. Тут, как говорится, не ты - так тебя. Любое ДТП – это стресс, причем и для водителя, и для пассажиров. Психологический дискомфорт проявляется даже при незначительном дорожном происшествии, чего уж говорить о действительно серьезных авариях. В такой ситуации порой очень сложно избавиться от страха водить машину.
СРАЗУ ПОСЛЕ ДТП
Первая реакция человека – это шок. Только что он спокойно ехал домой, на работу или на встречу с друзьями, машина была целой, в салоне звучала любимая музыка, а через какие-то секунды оказался в разбитом авто с кучей проблем. В шоковом состоянии все люди ведут себя по-разному. Кто-то впадает в полнейший ступор, кто-то с криками и причитаниями бегает вокруг своей побитой машины, а кто-то приходит в состояние аффекта. Был случай, когда мужчина набросился с кулаками на другого участника аварии, в результате на него завели уголовное дело. В ДТП, к слову сказать, он повинен не был.
Часто человек сам не знает, как поведет себя в стрессовой ситуации. Здесь совет только один: постарайтесь как можно скорее взять себя в руки. Не допускайте мыслей о последующих трудностях – сумме ущерба, бесконечной ходьбе по инстанциям и т. п. Включите голову, и места для сильных эмоций просто не останется. Вам, как «капитану корабля» нужно совершить целый список конкретных действий:
- включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;
- записать или сфотографировать на мобильный номера проезжающих мимо машин (их владельцы могут стать свидетелями);
- проверить, нет ли пострадавших, при необходимости вызвать «скорую» и оказать первую помощь;
- вызвать сотрудников ДПС;
- записать фамилии и адреса свидетелей-прохожих;
- изучить место ДТП, при возможности сфотографировать, принять меры по сохранению места происшествия в первоначальном виде (не передвигать машину, не собирать осколки, «железки» и пр.)
Все это записано в правилах дорожного движения и поможет вам быстрее придти в себя и минимизировать, насколько это возможно, последствия аварии. Если же вы чувствуете, что совершенно не в состоянии вести себя адекватно ситуации, то, если нет пострадавших, просто спокойно посидите в машине минут 15-20, расслабьтесь, позвоните близкому человеку и попросите его приехать.

КОГДА УЛАЖЕНЫ ВСЕ ФОРМАЛЬНОСТИ
Послеаварийный страх появляется позже, когда все формальности улажены. Человек может вновь и вновь прокручивать в голове события аварии, ужасаться тому, что могло бы произойти, ругать себя за бездействие или неправильно принятые решения. Иногда эти мысли не отпускают даже по прошествии нескольких лет. Если же ДТП повлекло за собой тяжелую травму или даже смерть одного из участников, человек может больше никогда не сесть за руль.
Необходимо трезво оценить ситуацию и понять, что вы сделали не так. Разобравшись, воспринять произошедшее как жизненный опыт и впоследствии всегда его учитывать. Понятно, что это легче сказать, чем сделать. Поэтому предлагаем несколько советов:
Совет 1. Щадящий режим
В течение нескольких дней после аварии желательно находиться в спокойной атмосфере, больше спать, меньше работать (лучше отпроситься с работы – вас поймут), постараться не употреблять спиртные напитки и чаще бывать на свежем воздухе.
Хорошо, если у вас есть близкий человек, с которым можно поделиться своими переживаниями. Найдите в произошедшем забавные стороны и посмейтесь над ними вместе.
Совет 2. Ездить, ездить и ездить!
Преодолеть страх и снова сесть за руль нужно обязательно. И чем меньше времени пройдет после ДТП, тем лучше. Время подобно линзе, страх только увеличивает. Лелея это состояние, можно отказаться водить машину надолго, если не навсегда. Примеров множество.
Женщина, попавшая в аварию, рассказывает: «Каждый раз, когда я еду по этой трассе, какой-то холодок вновь появляется где-то там, в районе поджелудочной железы. Пока не доеду до дома, он меня не покидает. И это на протяжении пяти лет. Я просто не могу сидеть на переднем пассажирском кресле, не могу видеть дорогу через лобовое стекло. Я буду заниматься чем угодно: разговаривать с ребенком, читать и писать смс-ки, но на заднем сиденье. Сама за рулем я больше не езжу, это табу».
Такие страхи могут появиться не только у впечатлительных женщин, но и у бывалых водителей-мужчин: «Я знал, что сам не виноват, – рассказывает пострадавший, - соблюдал все правила, но со мной все-таки это случилось. В результате потерялось чувство защищенности и ощущение того, что я могу контролировать процесс езды. Возник страх перед вождением автомобиля, меня теперь не покидает ощущение, что я эту ситуацию контролировать не могу и не смогу на нее повлиять».
Лекарство одно – за руль нужно садиться как можно раньше после аварии.
Преподаватель правил дорожного движения в автошколе рассказывал один случай. Когда-то он работал в интернате, где имелся автокружок, а при нем - подобие картинга. Однажды мальчишка не справился с управлением и на значительной скорости врезался в ограждение. Воспитанник получил очень сильный ушиб грудной клетки (руль в нее буквально впечатался) и просто оцепенел от страха. Учитель, убедившись, что с мальчиком, по большому счету, все в порядке, выкатил «карт» на трассу, и закричал: «Рули!». Когда он повторил свое требование несколько раз, мальчик вышел из оцепенения и поехал. «Если бы он так и остался там сидеть, – поясняет преподаватель, – он мог больше никогда не сесть за руль».
На одном из Интернет-форумов девушка - пользователь делится опытом: «После аварии я села за руль через 5 дней. Заставила себя в прямом смысле слова, потому что вдруг поняла: или я должна сесть за руль сейчас, или уже никогда не смогу этот страх преодолеть. Меня ударили справа, а потом еще занесло на бровку и мордой в дерево, там и остановилась. Слава Богу, все живы, на тротуаре никого не было, я отделалась синяком, его машина ремонту не подлежала, мою ремонтировали... Но «колбасило», конечно, сильно, особенно когда оставалась одна... Перед глазами все время этот эпизод всплывал... Это был вторник. А в воскресенье ехали с работы с мужем на его машине, и я сама попросила его дать порулить, пока он рядом. Маршрут в 5 км ехала минут 20. Машин вокруг было мало, но спина была вся мокрая от страха, шугалась на всех перекрестках. Хорошо, что муж был рядом и вел себя очень спокойно… Вечером же родителей нужно было везти на дачу, и муж в принудительном порядке заставил меня это сделать. На следующий день «отпустило». И хотя иногда момент аварии всплывает перед глазами, я гоню эти мысли прочь!».
Совет 3. Пройти курсы контраварийного вождения
Если после аварии вы боитесь водить машину из-за неуверенности в своей способности эффективно управлять автомобилем и контролировать дорожную обстановку, можете пройти курсы контраварийного вождения. Такие занятия призваны улучшить реакцию на неожиданные ситуации, выработать мышечную память, усовершенствовать технику руления и многое другое. В процессе обучения моделируются сложные ситуации при управлении автомобилем, которые затем еще последовательно усложняются. Через некоторое время, у человека вновь появляется ощущение автомобиля и уверенность в собственных силах.
Вот один из отзывов о подобных курсах: «За одно занятие я проезжаю минимум 800 поворотов, что в городе реально откатать за месяц. Габариты машины, оценка тормозного пути на дорожном покрытии разного состояния, правильные объезды неожиданного появившейся помехи, выход из заносов – не дай Бог учиться этому принудительно, на собственном горьком опыте в городском траффике. За обучение таким важным навыкам деньги берутся, по моему мнению, вполне адекватные».
Совет 4. Обратиться к специалисту
Если вы чувствуете, что не можете справиться со стрессом самостоятельно, обратитесь к психологу. В развитых странах к специалистам обращаются с куда меньшими проблемами. Себя нужно любить, холить и лелеять. Работа с психологом дает ощутимые результаты: полученная травма не закрепится психически, пережитые в прошлом эмоции не будут влиять на жизнь в настоящем, восстановится позитивное мышление. Чем больше у водителя стаж, тем проще ему преодолеть послеаварийный стресс.

Без сомнения, после любого ДТП, очень сложно придти в себя. Но что было, то было. Вспомните старую шоферскую присказку: «Первая царапина — по сердцу, остальные по железу». Учитесь на своих ошибках и не теряйте веру в себя. Удачи на дорогах!
 



Другие новости:
Покупаем подержанный автомобиль (I): С развитием системы автокредитования купить >>>
Покупаем подержанный автомобиль (II): Личный осмотр Для начала обратите внимание на >>>
Зимняя резина для Вашей машины: Зима неумолимо приближается, а в некоторых >>>
В ожидании холодов: Вот и заканчивается ноябрь, месяц последних >>>
Если в автомобиле шумно: Когда в автомобиле постоянно что-то шумит, >>>
Нет - подставам на дороге!(часть II): РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОДСТАВЫ Как действуют >>>
Нет - подставам на дороге!(часть I): Про подставы на дорогах многие слышали, многие в >>>
Народные ПДД, часть II: ЭТИКА ВОДИТЕЛЯ • ПВП – Пешеход >>>
Народные ПДД, часть I: Правила дорожного движения должен знать каждый >>>

Дополнительно

Оценка стоимости авто

Оценить стоимость автомобиля с помощью

Советы знатоков

Покупаем подержанный автомобиль (I)
Покупаем подержанный автомобиль (II)